«Аршин» для рынка

- 2 965 просмотра
- 0 комментариев
Крылатое выражение Тютчева о тщетности любых количественных измерений на 1/6 суши знает каждый троечник, закончивший среднюю школу. К сожалению, это наблюдение верно не только для страны в целом, но и для большинства товарных рынков, сложившихся в нашей стране. Зачастую в выводы аналитиков до предела субъективны и в них, как и в Россию «…можно только верить».
Возникает вопрос, есть ли объективные критерии оценки рынка систем вентиляции и кондиционирования воздуха? Берусь утверждать, что да. Для того, чтобы максимально объективно оценить рыночную долю той или иной марки оборудования, фирмы, конкретного объекта или целого сегмента рынка необходимо иметь всего два параметра: производительность по холоду и объем приточного воздуха.
Подсчет какого либо оборудования в штуках не дает полной картины. Ведь в случае реального объекта одну и ту же проблему можно решить с помощью одного чиллера мощностью 500 кВт или двух по 250 кВт. Так же обстоит дело и с приточными установками, которые вообще могут быть заменены на модульные системы вентиляции, аналогичной производительности. В определенной степени это относится и к сплитам. Несколько бытовых сплитов могут быть заменены мультисистемой или же мощным канальным кондиционером. По этой причине подсчет в штуках возможен только внутри отдельных сегментов и то, с некоторыми оговорками. Не выручит о подсчет долей отдельных сегментов в денежном выражении. Прежде всего, из-за существенных различий в стоимости аналогичного оборудования различных марок. К тому же всегда возникает вопрос: какие цены брать? Заводские, дилерские, розничные? Цены различны для разных регионов страны, они постоянно меняются из-за колебания курсов валют, с них предоставляются разнообразные скидки и т.д. По этой причине измерение рынка в ценовом выражении – это всегда оценка. И в большинстве случаев не самая точная.
В тоже время необходимая холодопроизводительность и потребность в приточном воздухе – это объективные характеристики. Если есть конкретный объект, могут существовать самые разные схемы его климатизации, но эти величины останутся практически неизменными (наличие рекуперации, конечно же снижает потребность в холоде, однако доля рекуперируемого приточного воздуха в России менее 6%).
Итак, рассмотрим российский рынок через призму этих параметров. Прежде всего, рассмотрим рынок вентиляционного оборудования, в разрезе устройств, которые обеспечивают приток свежего воздуха.
ГРАФИК 1

Источник «Литвинчук Маркетинг»
ГРАФИК 2

Источник «Литвинчук Маркетинг»
Если рассматривать рынок именно в таком контексте, то рост рынка становится наиболее заметным. При измерении в количественном измерении он скрадывается увеличением доли более производительного оборудования, при измерении в денежном – постепенным снижением цен. Если же оперировать таким объективным показателем, как производительность по воздуху, рост рынка в 2005 году составит – 39%, в 2004 – 46%. То есть темпы роста постепенно снижаются, однако остаются очень высокими.
При построении того же графика в долевом выражении становится понятна основная тенденция рынка – медленное увеличение доли модульных систем вентиляции в общем объеме продаж. На объектах с небольшой потребностью по притоку они в большинстве случаев оказываются дешевле AHU.
ГРАФИК 3

Источник «Литвинчук Маркетинг»
Еще один интересный разрез – это доля приточного воздуха, которая охлаждается. В модульных системах вентиляции охлаждение редкость. В руфтопах – правило. Поэтому наиболее принципиальный сегмент – это AHU. Причем проводя подобный расчет, за 100% примем мощность, необходимую для охлаждения всего приточного воздуха (с учетом рекуперации) из расчета 5,1 кВт на 1000 куб м. Примерно такой показатель заложен в стандартных устройствах, таких как компактные AHU и руфтопы.
Из графика 3 хорошо видно, что доля охлаждаемого воздуха постепенно растет. Если в 2003-2004 годах она была на уровне 19%-21%, то в 2005 поднялась до 25%.
Интересно оценить и соотношение источников холода для всего охлаждаемого приточного воздуха. Эти цифры можно получить из графика 4. Чиллера по-прежнему доминируют в качестве источников холода для приточного воздуха. Однако хорошо видно, что их доля постепенно снижается в пользу компрессорно-конденсаторных агрегатов, которые являются более дешевым решением. Одновременно доля AHU имеющих встроенный тепловой насос (BB Consulting, IV Product, а также AHU c осушением) остается небольшой. А рынок руфтопов, которые одновременно являются источниками холода и приточного воздуха пока нестабилен.
ГРАФИК 4

Источник «Литвинчук Маркетинг»
Итак, мы договорились о том, что наиболее адекватное сравнение различных сегментов рынка, долей отдельных брендов или конкретных объектов можно получить, если вывести их долю не в количественном и денежном отношении, а в мощностях охлаждения и производительности по воздуху. Эти величины являются объективными и не зависят от курса валют, таможенных пошлин, размеров скидок и откатов, а также тех или иных проектных решений.
Что может дать график роста продаж климатического оборудования в мощностном выражении? Это единственная возможность адекватно сопоставить такие сегменты рынка как бытовые кондиционеры, VRF и чиллера. Это позволяет объективно оценить суммарный рост рынка систем кондиционирования и сравнить темпы роста его отдельных сегментов. Получившаяся картина отражена на графике 5.
ГРАФИК 5

Источник «Литвинчук Маркетинг»
Что мы видим? При оценке рынка в мощностном выражении, темпы роста за последние два года составляют 21-23% при увеличении рынка вентиляционного оборудования на 46-39%. Такая разница в темпах роста говорит о том, что рынок вентиляции, отставший в своем развитии в предыдущие годы, наверстывает упущенное. Сейчас он находится в стадии активного роста, примерно на том этапе, который рынок сплит-систем прошел в 2001-2002 годах.
Второе, на что следует обратить внимание. При оценке рынка в мощностном выражении, существенно нивелируется влияние погоды. В жаркие и холодные годы резко увеличивается или сокращается продажа маломощных бытовых кондиционеров, которые дают серьезные количественные скачки продаж, но относительно слабо влияют на размер рынка в мощностном выражении.
Некоторые моменты становятся видны более отчетливо, если перестроить график 4 в долевом выражении (график 6). Хорошо заметно сокращение доли оконных моноблоков, в то время как доля промышленного климатического оборудования, такого как VRF системы и чиллеры, стабильно растет. За два года она выросла с 16% до 19,3% и продолжает увеличиваться.
ГРАФИК 6

Источник «Литвинчук Маркетинг»
Данный разрез рынка позволяет наглядно увидеть соотношение таких сегментов рынка как VRF и чиллера. (По VRF учитывается номинальная производительность внешних блоков). Споры о том, какой из них развивается динамичнее, идут уже не первый год и график 6 является наиболее адекватным ответом на этот вопрос.
Если принять суммарную мощность этих систем за 100%, то доля VRF за 2 года выросла с 15% до 20% и продолжает увеличиваться.
ГРАФИК 7

Источник «Литвинчук Маркетинг»
В чем причина такой динамики? Ответ на этот вопрос есть, но он не очевиден и требует детального анализа ситуации, сложившейся в регионах.
Темпы роста рынка вентиляционного оборудования последние годы держатся на уровне 35-45%. Например, на юге страны этот рынок за последние 4 года вырос в 6 раз! В тоже время количества специалистов, способных работать с вентиляционным оборудованием за тот же срок увеличилось максимум на 20%. Таким образом, загрузка тех, кто трудится в этом сегменте, увеличилась в 5 раз и сейчас ощущается колоссальный дефицит специалистов.
Фактически, во многих регионах компании, занятые работой с «классическими» центральными системами кондиционирования чиллер – центральный кондиционер – фанкойлы, перегружены работой и зачастую не имеют ресурсов для того, чтобы дополнительно взять те или иные объекты. В тоже время VRF не требуют такого объема проектных работ (благодаря отсутствию централизованного воздухоснабжения), а их монтаж не намного сложнее, чем у сплит-систем. Именно это является определяющим в том, что многие фирмы изначально ориентируют заказчиков на это оборудование.
Плюс, к этому при установке VRF имеется возможность поэтапной закупки и ввода оборудования, что становится крайне важным при нестабильном финансировании объекта. В тоже время в Москве и Питере источники опережающего роста рынка VRF несколько иные. Прежде всего, это реконструкция зданий и сооружений, а также кондиционирование крупных объектов, прерывать работу которых нельзя по тем или иным причинам. Так или иначе, реальную динамику соотношения рынков VRF и чиллеров отображает график 3.
И, наконец, последний разрез, который хотелось бы провести – это соотношение рынков чиллеров и руфтопов (график 8).
ГРАФИК 8

Источник «Литвинчук Маркетинг»
Как видно из графика 8, доля руфтопов при совместном рассмотрении этих рынков выросла за два года с 5,6% до 7,3%. Это результат бурного строительства мегамаркетов, на которых схема с использованием руфтопов фактически становится типовым решением.