Новые фреоны — новые проблемы?

- 2 604 просмотра
- 0 комментариев
С 2004 года Европа полностью переходит на новые озонобезопасные хладагенты. Если быть более точным, то в наступающем сезоне, европейские продавцы смогут реализовать остатки техники на R-22, завезенной в 2003 году, но не более того. Причем продажа моделей "cool only" использующих озоноразрушающие фреоны была прекращена годом ранее. Перешла на новые хладагенты и Япония. Как это отразится на российском рынке кондиционеров?
В 2003 году продажи сплит-систем на новых озонобезопасных хладагентах не превысили 5.000 штук, что составляет менее 2% от общего объема продаж. Хотя по некоторым брендам, она выше. По Daikin доля кондиционеров на R-407C и R-410А составляет около 12% от общего объема продаж, а у Panasonic — порядка 6% (Таблицы 1-2).
По оборудованию класса VRF на R-407C было поставлено менее 150 систем, то порядка 10% от общего объема продаж. В пересчете на внутренние блоки это составляет около 1,200 штук. В сумме получается не так уж и много. В 2003 году техника на HCF попала только в 2% помещений.
И это притом, что все ведущие поставщики готовы привезти кондиционеры как на R-22, так и на HCF хладагентах. Однако компании, занимающиеся розничной продажей оборудования пока не спешат менять свои привычки. Почему?
Сравним существующие хладагенты по нескольким принципиальным позициям.
В отличие от традиционных хладагентов, R-407 C и R-410А являются смесями различных фреонов, а потому менее удобны в эксплуатации. Так в состав R-407C, созданного в качестве альтернативы R-22, входят три фреона: R-32 (23%), R-125 (25%) и R-134A (52%). Каждый из них отвечает за обеспечение определенных свойств: первый способствует увеличению производительности, второй – исключает возгорание, третий определяет рабочее давление в контуре хладагента.
Эта смесь не является изотропной, а потому при любых утечках хладагента, его фракции улетучиваются неравномерно и оптимальный состав меняется. Таким образом, при разгерметизации холодильного контура кондиционер нельзя просто дозаправить; остатки хладагента необходимо слить и заменить новым. Именно это и стало основным препятствием для распространения R-407C.
К тому же его "экологичность" на практике может привести к дополнительной нагрузке на окружающую среду. Эвакуированный из кондиционеров фреон необходимо утилизировать, а в России или странах Азии с этим никто не станет связываться. Его просто стравят в ближайшей подворотне. И хотя для озонового слоя R-407C не опасен, он является одним из наиболее сильных "парниковых газов".
ТАБЛИЦА 1. Продажи сплит-систем всех типов на R-407C в 2003 г.
Марка | Завезено блоков | |
---|---|---|
Внешних | Внутренних | |
Daikin | 230 | 730 |
ME | 120 | 120 |
Итого | 350 | 850 |
ТАБЛИЦА 2. Продажи сплит-систем всех типов на R-410A в 2003 г.
Марка | Завезено блоков | |
---|---|---|
Внешних | Внутренних | |
Daikin | 3800 | 4700 |
Panasonic | 3300 | 3500 |
Toshiba | 300 | 300 |
Fujitsu General | 80 | 80 |
MHI | 60 | 60 |
ME | 20 | 20 |
Итого | 7560 | 8660 |
ТАБЛИЦА 3
Хладагент | |||
---|---|---|---|
Свойства | R-22 | R-407C | R-410A |
Изотропность (возможность дозаправки кондиционера при утечке) | да | нет | да |
Масло | минеральное | полиэфирное | полиэфирное |
Давление при температуре конденсации +43°С |
16 атм. | 18 атм. | 26 атм. |
Цена за килограмм USD | 4,8 | 29,4 | 32 ,7 |
Хладагент марки R-410A, состоящий из R-32 (50%) и R-125 (50%) является условно изотропным. То есть при утечке смесь практически не меняет своего состава, а потому кондиционер может быть просто дозаправлен. Однако и R-410A не лишен некоторых недостатков. В отличие от R-22, который хорошо растворим в обыкновенном минеральном масле, новые хладагенты и предполагают использование синтетического полиэфирного масла. Что это означает на практике?
Полиэфирное масло обладает одним очень существенным недостатком – оно моментально поглощает влагу, теряя при этом свои свойства. Причем при хранении, транспортировке и заправке необходимо исключить не только попадание капельной влаги, но и контакта с влажным воздухом, из которого масло активно впитывает воду. К тому же оно не растворяет любые нефтепродукты и органические соединения, которые становятся потенциальными загрязняющими веществами. Все это существенно усложняет монтаж. В частности для вакуумирования нужен двухступенчатый насос, способный обеспечить высокое разряжение и соответствующий манометр. При пайке трубопроводов они должны быть заполнены инертным или химически неактивным газом с низким содержанием влаги, например, азотом, а дозаправка хладагента может производиться исключительно в жидкой фазе.
К тому же само климатическое оборудование на R-410A при той же производительности получается существенно дороже. Причина в более высоком рабочем давлении. Так при температуре конденсации +43°С, у R -22 оно составляет около 16 атм., а у R-410A – порядка 26 атм. По этой причине все узлы и детали холодильного контура заправленного R-410A, включая компрессор, должны быть более прочными. Это увеличивает расход меди и делает всю систему более дорогой.
И, наконец, сами озонобезопасные хладагенты стоят в несколько раз дороже традиционных. Так за килограмм R-410A придется выложить практически в 7 раз больше, чем за кило привычного R-22. Немногим дешевле R-407C, на который активно переводится полупромышленная гамма оборудования. Здесь будет 6-кратная разница, а с учетом того, что при любой утечке его надо сливать, реальные расходы на фреон вырастут на порядок. Следует учесть и тот факт, что с ростом рабочего давления количество утечек неизбежно увеличится, поскольку прочность паяных соединений остается прежней.
Именно по этим причинам региональные компании не торопятся переходить на озонобезопасные хладагенты. При возможности выбирать, между R-410A и R-22 региональные компании в 90% случаев будут работать с кондиционерами на более привычном и более дешевом фреоне. Хотя бы потому, что не подготовились к переходу на R-410А ни морально, ни технически. Однако рано или поздно это придется сделать. Причин для этого сразу несколько.
Во-первых, практически все новые модели ведущих мировых производителей разрабатываются только на озонобезопасных фреонах. Это значит, что через 2-3 года между техникой на HCF и R-22 неизбежно возникнет ощутимый технологический разрыв, а продавать устаревшую технику всегда непросто.
Во-вторых, уже в 2004 году все европейские склады будут заполняться оборудованием на новых хладагентах. Поскольку R-22 будет завозиться только под страны СНГ и Турцию, в случае нехватки техники дистрибьюторы из этих государств будут вынуждены добирать оборудование на HCF, поскольку оперативно доставить товар откуда-нибудь из Китая нереально. Таким образом, перед дилерами встанет выбор: либо работать с R-410A, либо остаться без техники и без заказчиков. Причем с каждым годом российские дистрибьюторы будут по собственной инициативе снижать долю техники на R-22, так как в случае холодного лета и невозможности выполнить план, ее нельзя отдать на европейские стоки.
В-третьих, заводы, поставляющие на российский и украинский рынки полупромышленные кондиционеры Daikin, ME, Hitachi и Toshiba находятся в Европе. Потому по этим брендам уже в 2004 году значительная часть "пэкаджей" будет поставляться на R-410A и R-407C. Учитывая долю первых двух марок на российском рынке PAC, можно утверждать, что практически любая фирма, будет вынуждена иметь у себя необходимый для работы с HCF инструмент. При этом стоит учесть, что основные потребители "пэкаджей" — крупные корпоративные клиенты, наиболее интересные и платежеспособные заказчики.
В-четвертых, даже если компания не собирается продавать кондиционеры на новых хладагентах, рано или поздно она столкнется с необходимостью обслуживать оборудование на HCF, установленное коллегами у появившегося на горизонте перспективного заказчика. Потерять крупного клиента готового подписать договор на сервисное обслуживание по этой причине мало кто захочет.
Резюмировать все вышеприведенные соображения можно русской пословицей: "готовь сани летом, а телегу – зимой". Так или иначе, но готовиться к работе HCF хладагентами нужно сейчас, иначе уже в сезоне 2004 года можно столкнуться с некоторыми из вышеописанных проблем.