Реклама. Феномен удачной шутки

- 1 862 просмотр
- 0 комментариев
Огромное количество рекламы достало практически всех… Не исключая и тех, кто имеет к ней самое прямое отношение по призванию или, на худой конец, по долгу службы. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним ту рекламу, которая вызывает позитив и более того, легко вспоминается спустя годы.
Все подобные ролики можно смело разделить на две категории: «красивая высокохудожественная картинка» и юмор. С первым все понятно… Все помнят каким успехом пользовались нетленки Тимура Бекмамбетова отснятые во славу банка «Империал». Финансово кредитной организации с таким названием уже давно нет, а рекламу помнят и с удовольствием посмотрели бы ее снова. Вот только кто ж ее ныне покажет… И правда, кто? А вот нашлись такие! Есть спрос, появилось предложение! Когда я писал этот материал, выяснилось, что Банк Славянский перемонтировал эти ролики под себя и снова запускает их в эфир… Не верите? Почитайте сами!
Идти подобным путем можно, но бюджет ($200,000-500,000 только на съемку ролика) делает такие проекты доступными лишь акулам большого бизнеса, коих в климатическом сообществе пока не завелось. Поэтому скажем спасибо почившему банку Империал и ныне здравствующему Тимуру Бекмамбетову, за то, что прививали нам хороший вкус в безбашенные 90-ые и пойдем дальше. И отдельное спасибо, банку Славянский, за римейк…
Второй вариант рекламы, вызывающий позитивную реакцию у потребителя – это юмор, причем по большей части откровенный «гэг». На отечественном рекламном рынке пальма первенства (или, учитывая наши климатические условия, елка первопроходчества) по праву принадлежит заводу МОВЕН. Помните кордебалетный ролик начала 90-ых? «Если любите прохладу, свежий воздух круглый год, обращайтесь на московский вентиляторный завод». Кстати, завода МОВЕН в настоящее время уже не существует, а ролик до сих пор помнят. А потому светлая ему память, если не за вентиляторы, то, как минимум, за хорошее настроение.
Зато по-прежнему радует нас хорошим чувством юмора реклама пива «Толстяк», давшая путевку в большое кино талантливому актеру Семчеву. С тех пор можно вспомнить несколько десятков гэговых роликов. Обратили внимание? Можно вспомнить! А вот обычную серую рекламу вспомнить нельзя. Хотя бы по той причине, что вспоминать в ней абсолютно нечего! И скажу больше, незачем!
Так почему же юмор в рекламе используется так редко? Даже не смотря на то, что он дает ошеломляющий эффект запоминаемости? Причина в психологии рекламодателя. Он готов до коликов хохотать над смешной рекламой до тех пор, пока дело не касается его собственной компании. Обычно аргументация звучит так: Ну мы же солидная компания… Между прочим в психологии одним из важнейших признаков адекватности человека является его способность к самоиронии… Как говорил незабвенный Мюнхгаузен, смейтесь, господа! Самые большие глупости на свете делаются с самым серьезным выражением лица. Так что давайте делать выводы!
Собственно к написанию данного эссе меня и подтолкнул пример смелого и удачного эксперимента в этой области. Думаю, что к настоящему моменту этот веселый ролик просмотрело большинство климатехников и меня не обвинят в скрытой рекламе.
Давайте подсчитаем. За один месяц было зафиксировано более 25,000 скачиваний. По нескольку тысяч в первые дни и по 400-600 в настоящее время. На одно скачивание пришлось 5-7 зрителей в виде весело гогочущей у монитора компании. Итого, порядка 200,000 посмотревших, причем многие сделали это не единожды и по доброй воле!. При этом цена вопроса смехотворно мала. Идея А.Горячев, услуги мультипликатора в районе $2,000-3,000, распространение – практически бесплатно… Вот и считаем. Себестоимость проекта сравнима с ценой небольшого рекламного блока в глянцевом журнале средней руки, а полученный эффект – с рекламной компанией на центральном телевидении.
К сожалению, этот пример пока не стал заразительным. А, углубляясь в историю, можно вспомнить только несколько попыток использовать юмор в рекламе климатической техники. Всплывает в памяти только реклама кондиционеров «Shivaki» c Шивой, Шавкой и Швондером и «Electra» с утюгом и валенками.
Если же брать рекламу региональных климатических компаний, то тут нельзя пройти мимо маленьких шедевров от компании Урал-Маркет-2, которые не только делали свое дело, но и создавали нам хорошее настроение в конце 90-ых.

К сожалению, куда больше примеров, когда удачные образы так и остались не востребованы. Ну, согласитесь, что слоган для навороченных и продутых в аэродинамической трубе унитазов «IDO — толчок в будущее» залипает в память намертво. Точно также «Хочешь жить, умней с Вертексом» запоминается на раз два в отличие от рекламного слогана, который есть у этой уважаемой компании сейчас. Кстати, хоть кто-нибудь из читающих эти строки вспомнит, как именно звучит нынешний слоган компании «Вертекс»?