Российский рынок фанкойлов

- 6 692 просмотров
- 0 комментариев
Российский рынок фанкойлов развивается очень бурно. В 2004 году в России было продано 48,200 фанкойлов, что составляет порядка 27,6 млн. €.<
Среднегодовые темпы роста за последние годы составляют 25-27%, что в целом коррелирует с темпами роста рынка чиллеров, если рассматривать его в мощностном выражении. В дальнейшем темпы роста постепенно снизятся, но высокая динамика будет сохраняться в ближайшие 5-7 лет. По мнению аналитиков рынка недвижимости примерно столько продлится активное офисное строительство.
Национальные особенности рынка
В отличие от большинства европейских стран, доля 4-ех трубных фанкойлов на российском рынке крайне мала. В 2004 году она составила 5,3% от общего числа проданных фанкойлов и имеет незначительную тенденцию к росту. В 2005 году она ожидается на уровне 5,8%. Основное место применения 4-ех трубных фанкойлов – офисы класса «А», особенно если это высотные здания с большой площадью остекления. В таких сооружениях нередко возникает ситуация, когда в марте-апреле на теневой стороне необходимо отопление, а на солнечной – охлаждение.
Вторая важная тенденция – низкая доля фанкойлов с электронагревателями. В 2004 году она составила порядка 11,6% и имеет тенденцию к дальнейшему снижению. Причина в российском климате. При продолжительности отопительного сезона от 6 до 9 месяцев (на большей части страны 8) повсеместно присутствуют системы водяного отопления. По сравнению с ними прямой электрический обогрев очень дорог. Разница в эксплуатационных расходах в зависимости от региона примерно в 8-12 раз.
Третья особенность рынка – использование большинства фанкойлов (в 2004 году 82%) для работы на отопление. Причем в отличие от ряда стран, где воду готовит реверсивный чиллер, в России этот вопрос решается иначе. По причине относительной дешевизны центрального отопления в систему фанкойлов добавляется бойлер типа вода-вода, в котором источником тепла служит вода из системы центрального отопления. По СНИП она имеет температуру 90°С (на практике обычно 65-80С°), что вполне достаточно для эффективного нагрева воды в системе фанкойлов. Пускать воду из системы отопления напрямую в систему фанкойлов нельзя, так как качество воды в российских системах центрального отопления очень низкое.
Важно отметить, что практически всегда фанкойлы используются в качестве дополнительной системы отопления. В случае использования их в качестве основной системы российские СНИПы требуют дублирования системы. В условиях суровых зим это имеет смысл. В случае поломки вентилятора тепла получаемого от естественной конвекции не хватит для того, чтобы уберечь помещение от промерзания.
Интересно, что в отличие от целого ряда стран, в России рынок фанкойлов практически не испытывает давления со стороны рынка VRF. Причина такова: в большинстве случаев системы чиллеры — фанкойлы закладывают в здания, находящиеся в процессе строительства или капитального ремонта, а VRF в большинстве случаев устанавливают там, где реконструкция идет без отселения арендаторов. В случае с системами чиллер – фанкойлы это невозможно.
Интересен и разрез, показывающий количественное соотношение рынков фанкойлов и чиллеров (График 2). Пока это соотношение невелико, но имеет явную тенденцию к росту, что является отражением увеличения средней мощности чиллера.
Конструктивный подход
Если рассматривать фанкойлы по конструктивным типам, можно отметить ряд тенденций. Популярность фанкойлов традиционного дизайна – «concealed type» постепенно падает. Этот сегмент растет в полтора раза медленнее, чем сегмент фанкойлов, дизайн которых копирует сплитовой – «split style». Причина в более привлекательном внешнем виде последних. Если в 2003 году фанкойлы «split style» составляли порядка 30,7% рынка, то в 2004 году – 32,8%, а в 2005 году их доля ожидается на уровне 35,3%. Причем быстрее всего растут продажи фанкойлов кассетного и настенного типа.
Таблица 1. Количественная структура рынка фанкойлов
Тип фанкойлов | 2004 | |
---|---|---|
Традиционные корпусные | Напольные | 5 300 |
Универсальные | 13 700 | |
Традиционные бескорпусные | Напольные | 200 |
Универсальные | 13 200 | |
Все традиционного дизайна: | 32 400 | |
Настенные | 1 300 | |
Канальные | 8 100 | |
Кассетные | 5 150 | |
Напольные | 1 250 | |
Все сплитового дизайна: | 15 800 | |
Итого: | 48 200 |
Источник: «Литвинчук Маркетинг»
Если рассматривать фанкойлы традиционного дизайна отдельно, то можно отметить одну важную тенденцию. Разбиение по вертикальной и горизонтальной установке фактически совпадает с разбиением на корпусные и бескорпусные модели. На самом деле более 90% фанкойлов традиционного дизайна, продаваемых в России, допускает и вертикальную и горизонтальную установку. Однако бескорпусные модели практически всегда устанавливают горизонтально, за подвесной потолок, а корпусные модели ставят на пол или вешают на стену вблизи пола.
Можно заметить, что доля корпусных моделей традиционного дизайна год от года падает. Они по-прежнему являются наиболее востребованными на рынке, но если в 2003 году на их долю пришлось 42,8% продаж, в 2004 – 39,6%, а в 2005 году их доля ожидается на уровне – 37,3%. Одновременно доля бескорпусных фанкойлов традиционного дизайна не снижается и даже имеет тенденцию к небольшому росту.
ГРАФИК 1

ГРАФИК 2
