Российский рынок Unitary

- 3 249 просмотра
- 0 комментариев
В последние годы споры о том, какой сегмент климатического рынка развивается быстрее, стали весьма популярной темой в кондиционерной среде. Одни говорят сплитовой, другие полагают, что продажи центральных систем и вентиляции растут энергичнее.
Между тем истина, как это часто бывает, лежит как раз посередине. Если рассматривать последние 5 лет, то за это время сплитовой рынок вырос в 2,2 раза, рынок центральных систем и вентиляции – в 3,1 раза, в то время как рынок Unitary увеличился в 4,2-4,5 раза. Причем первая цифра показывает денежный рост, а вторая количественный.
Итак, прежде чем говорить о рынке Unitary более подробно, определимся с классификацией. На западе в эту категорию традиционно относят следующие виды оборудования:
- Roof Top. Все руфтопы.
- Indoor packaged. Все эту категорию попадают кондиционеры шкафного типа, румтопы и водоохлаждаемые консоли. Здесь необходимо сделать небольшую оговорку. Нужно четко представлять себе границу между кондиционерами шкафного типа и техникой close control. Принципиальная разница здесь не в возможности поддерживать влажность, а в точности поддержания температуры. У close control это +/-0,5°C, в то время как у шкафников +/-2°C, то есть, как у обычных сплитов. Еще одно замечание касается границы между шкафными и колонными кондиционерами. Здесь существуют два подхода имеющие право на жизнь. Первый исходит из дизайна (промышленный или бытовой), а второй из конструктива. Аппараты с внешними блоками настенной установки относят к колонным, а с напольной установкой к шкафным кондиционерам. И, наконец, последний комментарий касается водоохлаждаемых консолей. Эта техника популярна в целом ряде стран, но в России ее продажи носят скорее виртуальный характер. На рынке представлен только один производитель – Airwell, а объем продаж исчисляется штуками.
- US-style duct type. В эту категорию попадают канальные сплит-системы с внешними блоками индустриального типа, предусматривающими вертикальную подачу воздуха и установку на горизонтальную поверхность. Кроме того, внутренние блоки кондиционеров «US style» обычно имеют солидный статический напор, большие габариты и не помещаются над подвесным потолком. Обычно они устанавливаются в отдельном помещении или нише. Применительно к российским условиям, это разбиение фактически совпадает с делением канальных кондиционеров по мощности, если граница проведена по отметке 90,000 BTU/h или 17,58 кВт.
При этом канальные сплит-системы с наружными блоками настенной установки в западной классификации попадают в категорию «Japan-style duct type» и рассматриваются наряду с системами кассетного, напольно-потолочного и настенного типа. Правильно ли это? Двадцать и даже десять лет назад, когда подобная классификация отражала страну происхождения, это было уместно, но сейчас граница стерлась. Кондиционеры «US style» производят многие японские компании и наоборот – аппараты «Japan style» есть в ассортименте американских фирм. К тому же граница между этими типами становится все более виртуальной, более того, в ряде случаев ситуация перевернута с ног на голову. Например, у Carrier, линейка «промышленных» канальников FB включает аппараты 7-17 кВт, но при этом есть серия LX от 21 до 60 кВт, которая относится к «Japan style». Есть подобные системы и у Clivet. Считать такое оборудование бытовым было бы ошибочно. Поэтому принципиальной разницы между двумя типами канальных сплит-систем в наше время нет. Тем не менее, для возможности сравнить происходящее у нас и в Европе в этой статье будем придерживаться классификации принятой в большинстве стран.
Итак, что объединяет все перечисленные виды оборудования? Во-первых, это мощностные границы, которые с некоторой долей условности можно определить как от 17 до 200 кВт. То есть, техника класса Unitary занимает промежуточное положение между бытовыми и центральными системами кондиционирования.
Во-вторых, у всех перечисленных видов оборудования несложно заметить одну общую черту: они могут использоваться с системой воздуховодов. Для сплит-систем канального типа и руфтопов это условие является обязательным, для шкафных кондиционеров возможным.
Это проводит принципиальную границу между техникой класса Unitary и бытовым оборудованием. Необходимость расчета и прокладки системы воздуховодов требует наличие специалистов в области вентиляции. Таким образом, продажами техники класса Unitary занимаются исключительно специализированные компании, имеющие в своем штате квалифицированных специалистов.
ГРАФИК 1

Источник: Литвинчук Маркетинг
ГРАФИК 2

Источник: Литвинчук Маркетинг
Любопытно рассмотреть соотношение между руфтопами и US-style duct type в различных странах Европы. Что мы наблюдаем? В южной Европе, рынок руфтопов в 7,5 раз меньше, чем рынок US-style duct type. В этих странах зимние температуры в наиболее обжитых районах колеблются от +7 до +12 С, то есть, отопление в большинстве случаев отсутствует, а несколько прохладных недель можно греться с помощью кондиционера (в том числе и канального).
В западной Европе зимы также довольно таки теплые, практически без минусовых температур, но отопление в большинстве случаев присутствует. Отопительный сезон длится 1-2 месяца. В таком климате весьма эффективным является воздушное отопление с помощью руфтопов с газовым обогревом. А вот греться с помощью электричества, в том числе и кондиционеров, уже дороговато. Поэтому в таком климате популярность руфтопов максимальна и они продаются практически на уровне US-style duct type.
И, наконец, в Северной и Восточной Европе зимы еще более прохладные и длинные, поэтому повсеместно присутствуют системы водяного отопления. В такой ситуации обогрев с помощью руфтопа в большинстве случаев оказывается не самым выгодным вариантом, а в ряде случаев просто невозможен. Поэтому соотношение между руфтопами и US-style duct type снова меняется в сторону последних.
ТАБЛИЦА 1
2002 г | Южная Европа | Западная Европа | Северная и Восточная Европа |
Вся Европа | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Параметр / страна | GRE | ESP | POR | ITA | IRL | UK | FRA | GER | SWE | FIN | UKR | RUS | |
Средняя температура января С° (в столице) |
+10 | +5* | +10 | +8 | +5 | +3 | +3 | -1 | -2 | -5 | -6 | -8 | |
Продажи US-duct (штук) |
8 500 | 16 000 | 1 200 | 3 600 | 1 200 | 2 600 | 1 800 | 300 | 800 | 400 | 500 | 1 800 | 43 000 |
Продажи Roof Top (штук) |
320 | 1 700 | 400 | 1 500 | 400 | 2 600 | 1 800 | 650 | 20 | 50 | 150 | 450 | 10 300 |
Соотношение продаж US-style duct type и Rooftop |
26,6 | 9,4 | 3,0 | 2,4 | 3,0 | 1,0 | 1,0 | 0,5 | 40,0 | 8,0 | 3,3 | 4,0 | 4,2 |
7,5 | 1,1 | 3,8 |
Источник: BSRIA, Литвинчук Маркетинг
*В Испании большая часть населения живет в прибрежных районах, с зимними температурами от +8 в Барселоне и Бильбао, до +11 в Севилье и Валенсии
Вообще относительно России и Украины можно сказать, что рост популярности руфтопов наблюдается при движении к югу, где зимние температуры сравнимы с западноевропейскими, а отопительный сезон намного короче.
РУФТОПЫ ИЗ ЕВРОПЫ
В 2004 году рынок руфтопов достиг отметки 330 штук (4,5 млн. USD), что на 32% больше, чем в 2003 году. При этом нужно принять во внимание два фактора, сдерживающих применение этой техники.
- Холодные зимы, с низкими отрицательными температурами. Воздушное отопление в таких условиях не всегда эффективно. Единственный приемлемый вариант — руфтопы с газовым нагревом. Однако их применение сдерживает отсутствие у большинства кондиционерных фирм лицензий на работу с газом.
- Российские (СНИП) строительные нормы и правила, которые ограничивают использование подобной техники через запрет на частичную рециркуляцию при подаче воздуха в несколько помещений.
Российский рынок руфтопов достаточно своеобразен по своему составу. Обращает на себя внимание аномально высокая доля азиатского оборудования. В 2004 году на MHI., ME, Daikin и LG пришлось 40% всех продаж.
Такое положение вещей очень ярко свидетельствует о главной особенности российского рынка руфтопов – высокой доле небольших аппаратов, мощностью ниже 70 кВт. Именно в этом сегменте и «обитают» азиатские производители. В тоже время большинство мощных руфтопов приходится на York и Lennox – марки, лидирующие на европейском рынке.
Основной канал продаж руфтопов – это активно строящиеся в России гипермаркеты. Например, Lennox традиционно идет на сеть «Ашан». У York высокая доля техники попадает в рестораны быстрого питания McDonalds, во всем мире традиционно использующие технику этой марки.
При анализе рынка руфтопов обращает на себя внимание резкий всплеск продаж этой техники в 2002 году. Он был вызван появлением одного единственного крупного объекта, на который разом ушло 230 руфтопов Trane. Это молл «Крокус – Сити».
ПО НАДЕЖНЫМ КАНАЛАМ
Последние годы рынок US-style duct type развивается быстрыми темпами. В 2004 году в России было продано 3,600 кондиционеров этого класса, а денежная емкость этого рынка составила 29,1 млн. USD. По сравнению с 2003 годом рост составил 36% в количественном и 46% в денежном выражении. И причина не в повышении розничных цен. Просто доля более мощных, а, следовательно, более дорогих моделей постоянно растет. Ведь если оперировать стоимостью одного киловатта, самый дешевый холод дают как раз мощные модели.
Основной сферой использования US-style duct type являются объемные помещения с единым воздушным пространством, прежде всего, магазины, кафе, рестораны, ночные клубы и т.д. В жилых домах и офисах эта техника используется на порядок реже.
Если рассматривать сегмент «US style» по представленным маркам, то здесь, как и положено, лидирует американская продукция McQuay и Carrier. Правда, за ними плотной группой идут японские и европейские производители: Daikin, ME, MHI, Clivet, Airwell, а также Gree.
БОЛЬШИЕ ШКАФЫ ГРОМЧЕ ПАДАЮТ
В настоящее время этот рынок представлен в России относительно слабо. В 2004 году было продано 670 кондиционеров (6,5 млн. USD). По сравнению с 2003 годом увеличение продаж составляет 22%. Правда, эти цифры кажутся ничтожно малыми, если учесть, что во времена СССР только Домодедовский завод кондиционеров (ДоКон) выпускал до 19 тыс. штук кондиционеров этого класса (1985 г), а общий парк этой техники оставшийся со времен СССР можно оценить в 30,000 -50,000 единиц.
В данный момент предприятие вышло из коллапса конца 90-ых годов и наращивает объемы продаж. В 2002 году было выпущено 430 шкафных кондиционеров, в 2003 году – 510, в 2004 году – порядка 600 штук. Говоря об успехах Домодедовского завода, необходимо отметить, что его продукция чаще всего идет на замену техники установленной еще во времена СССР, а потому в тендерах практически не встречается.
Из зарубежных производителей высокую долю на этом рынке имеют Airwell и Daikin, встречается и украинская продукция, прежде всего мелитопольского завода Рефма.