Кондиционер — не роскошь

- 1 603 просмотр
- 0 комментариев
В 2002 году российский рынок кондиционеров третий год подряд продемонстрировал фантастические темпы роста. Даже на заре своего становления в 1994-1997 годах отечественный рынок климатической техники не переживал такого подъема.
В результате итогам сезона Россия заняла 11 место в мире. Она обошла Таиланд, Малайзию, Гонконг, Австралию, Грецию и приблизилась к таким странам как Италия, Испания и Индия. При сохранении нынешней динамики продаж уже в ближайшие годы российский рынок может стать крупнейшим на европейском континенте.
В чем главная причина столь впечатляющего и на первый взгляд не вполне логичного подъема продаж? Экономика демонстрирует умеренный рост, (ВВП увеличился на 4.5%), а лето было не жарче предыдущего. Между тем, любой экономист знает, что скачкообразное увеличение продаж хорошо известного продукта возможно только на молодых, ненасыщенных рынках. Второй вариант: появление на них принципиально новых сегментов. Именно это и произошло в России.
Резкое снижение розничных цен на кондиционеры вместе с ежегодным 15% ростом реальных доходов населения спровоцировало резкое увеличение спроса со стороны частных заказчиков. За последние 3 года продажи кондиционеров в квартиры выросли в 9 раз!
Для наглядности проследим развитие российского рынка кондиционеров, начиная с 1994 года (графики 1 и 2).
График 1

График 2

Его историю можно разделить на три основных этапа.
- Первый длится до 1997 года. На заре развития рынка основной объем продаж давали крупные заказчики, прежде всего банки. Именно корпоративные клиенты обеспечили стремительный рост продаж в 1994-1997 годах, причем их доля плавно снижалась, от 90% в 1994 году до 80% в 1997-ом. На рынке частных заказчиков вплоть до 1998 года доминировал сегмент элитного жилья, поскольку даже среднему классу кондиционер был недоступен. А для людей обеспеченных цена оборудования не имела решающего значения. По этой причине большой популярностью пользовались сплит-системы и мобильные кондиционеры, а вот более дешевые оконники в жилье почти не попадали.
- В 1998 году картина резко меняется. Крупный бизнес, представленный в основном банками, начинает терять свои позиции. С другой стороны, появление дешевых оконных кондиционеров корейского производства вызвало бурный рост частного сектора в южных регионах страны, что вызвало взрыв спроса на это оборудование. Впервые за годы существования рынка кондиционер перестал быть роскошью. Одновременно, наиболее состоятельной части среднего класса стали доступны и сплит-системы, что особенно четко было видно в столицах. В итоге доля кондиционеров, попавших в дома и квартиры, впервые превысила отметку в 30%. При этом рынок корпоративных клиентов практически не вырос — кризис буквально "отрезал" концовку сезона и многие отложили покупку до лучших времен. В то время как для частных заказчиков к середине августа сезон был практически завершен.
- После финансового кризиса структура рынка претерпела серьезные изменения. В 1999 году, произошло резкое падение платежеспособного спроса со стороны населения. В результате доля техники попадающей в дома и квартиры вернулась на уровень 1997 года. Причем треть этого рынка составляло элитное жилье. Оборудование оседавшее в типовых домах и квартирах было представлено в основном оконными кондиционерами, которые активно продавались в южном регионе. В 1999 году в южном федеральном округе цены на маломощные оконники резко упали, а потому они остались доступны для широкого круга покупателей.
Одновременно с падением жизненного уровня наблюдалось заметное оживление экономики, начался заметный рост производства. Именно благодаря росту спроса со стороны корпоративных клиентов рынок избежал обвала. При этом доля крупного бизнеса резко снизилась, а место олигархических банковских структур заняли нефтегазовые, телекоммуникационные, транспортные компании и производственный сектор.
Начиная с 2000 года, наблюдается бурный рост рынка частных заказчиков. Снижение цен на оборудование, при одновременном росте доходов вызвало настоящий взрыв спроса в наиболее жарких регионах страны. Причем с 2001 года в типовое жилье стали активно приобретать сплит-системы.
В тоже время рынок корпоративных клиентов развивался равномерно и предсказуемо, от 20% до 35% в год. Такие темпы вполне согласуются с ростом наиболее динамично развивающихся секторов экономики – торговли, транспорта, связи, нефтегазового комплекса. Ведь как показывает практика, развитие рынка корпоративных заказчиков в большей мере зависит от развития экономики, чем от климата, хотя он и оказывает самое непосредственное влияние. При плохих погодных условиях объемы продаж не увеличиваются, при благоприятных могут расти на 30-40%. Высокая предсказуемость российского рынка в 1994-1998 годах как раз и объясняется доминированием сектора корпоративных заказчиков.
В тоже время на рынке частных клиентов от погоды зависит практически все. В холодное лето объемы продаж в жилой сектор могут снижаться в разы, поэтому прогнозировать спрос со стороны частников намного сложнее. Погода может легко спутать все карты.
Итак, основная причина бурного роста российского рынка в 2001-2002 годах в том, что кондиционер стал доступен широким слоям населения. В сочетании с достаточно жарким летом это и обеспечило резкое увеличение спроса.