В поисках тепла

- 2 551 просмотра
- 0 комментариев
Внимание к Российскому рынку теплового оборудования со стороны климатических фирм как-то поубавилось. По мере увеличения доли отечественных производителей цены и уровень прибыли в этом сегменте рынка постоянно падали, в результате чего интерес к нему снизился, а объемы рекламных вложений в эту сферу съежились до неосязаемых величин. Да и последний серьезный аналитический материал, посвященный отечественному рынку тепловых завес и пушек, был написан 4 года тому назад, в эпоху бурного подъема этого сегмента.
Чем интересен отечественный рынок тепловых завес и пушек сегодня? Анализ ситуации в этой сфере позволяет предположить, каким образом будут эволюционировать другие сегменты рынка промышленной климатики. Ведь по многим параметрам рынок завес и пушек стал первопроходцем.
Во-первых, это первый сегмент рынка, в котором отечественные производители заняли господствующее положение. Причины понятны. После 1998 года, когда российская продукция стала конкурентоспособна по сравнению с европейской, производство завес и пушек было быстро освоено целым рядом производителей. Это было относительно несложно. Пушки и завесы наиболее простые представители промышленного климатического оборудования, поэтому именно они и стали первыми ласточками, вылетевшими в этом направлении. Последние три-четыре года, когда на рынке наступила некоторая стабилизация, этот процесс закончился. Более того, благодаря укреплению рубля есть тенденция на некоторое увеличение доли импорта.
ГРАФИК 1

Источник: Литвинчук Маркетинг
Во-вторых, из-за относительной простоты в изготовлении и установке именно этот сегмент рынка первым достиг точки насыщения. Бурный рост закончился 4 года назад и нет никаких оснований считать, что другие сегменты рынка промышленной климатики (чиллера, вентиляционное оборудование, AHU, фанкойлы) будут расти вечно. Тем более, что многие из них (например, AHU и вентиляционное оборудование) в точности повторяют эволюцию рынка завес и пушек, только с некоторым опозданием во времени.
В связи с этим как отечественные производители завес и пушек, так и импортеры выстраивают достаточно консервативную производственную и закупочную политику. И сезон 2005-2006 годов стал в этом плане очень показательным. Несмотря на рекордно холодную зиму, объем выпуска и импорта практически не вырос. Единственный положительный итог – это полная очистка стоков и нулевые складские запасы на конец сезона. В связи с этим можно ожидать небольшого увеличения спроса со стороны дистрибьюторов в сезоне 2006-2007 годов, когда в связи с отсутствием товара на складе закупка оборудования начнется раньше обычного. Но это даст максимум 10-15% прирост.
Таким образом, из-за планового характера производства рынок не в состоянии оперативно реагировать на капризы погоды. К тому же как отечественные, так и импортные производители завес и пушек зависят от производителей комплектующих (вентиляторы, ТЭНы), которые далеко не всегда могут оперативно выполнить дополнительный заказ.
В-третьих, достигнув некоторой стабилизации в общих объемах продаж, рынок стал меняться структурно. В настоящий момент на 4 ведущих отечественных производителей теплового оборудования: Тепломаш, Тропик, Эконику-Техно и Купол приходится почти 2/3 всего рынка, если считать в количественном выражении. А вот мелкие производители, за редким исключением, теряют объемы или вообще сворачивают производство.
Примерно такая же ситуация происходит и с количеством поставщиков. В данный момент успешно работает только несколько крупнейших дистрибьюторов и sales офисов российских производителей.
Если же проводить разрез по линии – импорт/российская продукция, то видна четкая градация по сегментам. Отечественные завесы доминируют в секторе дешевых «тамбурных нагревателей», а импорт имеет максимальную долю в сегменте завес высокой производительности, в котором присутствуют далеко не все отечественные производители. На рынке тепловых пушек, где премиум сегмент в явном виде отсутствует, доля импорта последние годы была несколько ниже.
ГРАФИК 2

Источник: Литвинчук Маркетинг
В четвертых, если брать дилерскую сеть, то здесь мы увидим худший вариант развития событий, возможный на сплитовом рынке. При стабилизации объемов, количество фирм-продавцов продолжает расти. В результате объемы продаж в расчете на одного дилера последние 4 года постоянно падают, вследствие чего накладные расходы дистрибьютора на работу с ним растут. Тенденция может изменить свою направленность не ранее 3-4 лет, когда количество фирм, занятых установкой кондиционеров начнет падать.
Еще одна неприятная аналогия со сплитовым рынком, это продвижение тепловых пушек через сетевые магазины. Правда, на этот раз это магазины строительных материалов и садового инвентаря, типа OBI. Тем не менее результат может оказаться похожим. Цены на тепловые пушки могут упасть, а рентабельность сползет ниже уровня, интересного для специализированных климатических компаний.
Если брать рынок жидкотопливных и газовых тепловых пушек, то он подвержен тем же самым тенденциям. Единственная существенная разница – это низкая доля отечественной продукции и в несколько раз меньший, по сравнению с электрическими пушками, объем рынка.
ГРАФИК 3

ГРАФИК 4
